Российские тяжелоупряжные породы
Отечественная селекция тяжеловозных лошадей началась поздно. Только к концу XIX в. одновременно со всплеском промышленного производства возникла острая необходимость в массивных упряжных конях.
Одним из первых появился Владимирский тяжеловоз. Начало породы было положено во 2-й половине XIX в., когда местных лошадей из Владимирской губернии начали целенаправленно укрупнять иностранными тяжеловесами. Официальное признание получено в 1946 г., несмотря на то, что кони уже несколько десятков лет помогали человеку жить и работать.
У породы лошадей Русских тяжеловозов история еще короче, чем у Владимирских. Работать над ними начали на стыке XIX в. и XX в., объединяя характеристики привозных тяжеловесов. Учитывая смутное время, которое сказывалось на качестве и количестве кормов, а также совершенно другие климатические условия, новые тяжеловозные кони получились суше, подвижнее и выносливее. Зарегистрированы в 1952 г.
Самой молодой среди отечественных пород является Советский тяжеловоз. Их отличают большие габариты и высокая молочность. Взяв за основу западноевропейских тяжеловозов, племенные хозяйства двигались по тому же пути, что и с Владимирскими: последовательный отбор и скрещивание. Наиболее интенсивно работы велись при советской власти. Поэтому порода, зарегистрированная в 1952 г. получила название Советской.
Советский
В породе Советских тяжеловозов основу составили знаменитые Бельгийские тяжелоупряжные. В родословной есть Першероны, Битюги, Суффольки и Ардены. Сложное межпородное скрещивание с последующим отбором и разведением в себе происходило с участием лучших беспородных кобыл рабоче-пользовательской группы.
Несмотря на то, что в породе нередко встречаются рыхлые кони с сырой конституцией, Советский тяжеловоз отличается преимущественно крепким телосложением. В поголовье преобладают рыжие лошади, иногда – гнедые.
Тело широкое, крепкое, мускулистое, в меру сухое. Свислый раздвоенный круп. Мощная грудь. Спина и поясница широкие и ровные. Средняя голова с прямым профилем. Ноги недлинные. Щетки, грива и хвост Советского тяжеловоза обрастают умеренно.
Размерные характеристики: рост до 1,67 м, грудь глубокая с обхватом до 2,07 м, пясть – до 24,7 см. Жеребцы Советских тяжеловозов больше. Они достигают 780 кг самые крупные весят до 1 т. Кобылы – 650 кг. Лошади скороспелы.
Советские тяжеловозы отлично двигаются и обладают энергичным темпераментом. У них уравновешенный и мягкий нрав.
Владимирский
В родословной Владимирских тяжеловозов, кроме местных лошадей, присутствуют такие именитые прародители как Клейдесдали и Шайры. Несмотря на то, что их крови больше всего, среди предков также числятся Першероны, Ардены, Рысаки и Суффольки.
Владимирский тяжеловоз в высоту достигает 1,73 м. Объем грудной клетки доходит до 2,07 м, а пястей – до 24,5 см. Кобылы немного отстают от жеребцов. Их средний вес находится в пределах 685 и 758 кг соответственно.
У Владимирских тяжеловозов выпуклый профиль длинной и крупной головы. Телосложение суховатое, мускулистое. Формы удлиненные. Широкая и глубокая грудная клетка. Нормально наклоненный или слегка свислый, раздвоенный круп. Спина широкая. На длинных ногах очень нарядные густые фризы – удлиненная шерсть.
Кони Владимирской тяжеловозной чаще всего гнедые. Хотя периодически встречаются рыжие или вороные.
Скороспелый и плодовитый Владимирский тяжеловес отличается энергичностью и трудолюбием. Кони спокойны и послушны.
Русский
Не самые крупные, Русские тяжеловозы имеют хорошую родословную. В числе предков: Ардены, Першероны, Бельгийские тяжелоупряжные, а также украинские лошади. Порода выводилась путем воспроизводительного скрещивания с применением отбора и методов подбора по условиям содержания. В частности, кормления и активного применения в сельхоз работах.
Русский тяжеловоз достигает 1,67 м в высоту, грудь в обхвате – до 2,05 м, пясть – 22,4 см. При этом кобылы обычно меньше жеребцов, по весу они достигают 650 и 700 кг соответственно.
Уравновешенные и одновременно энергичные, Русские тяжеловозы обладают сухим и крепким телосложением. Нетребовательны к кормам, отлично «держат тело» и неприхотливы к условиям содержания.
В породе Русских тяжеловозов преобладают рыжие кони. Намного реже встречаются гнедые, бурые и даже вороные.
У тяжелоупряжной лошади этой породы бочкообразная, развитая грудь. Широкая холка, спина, поясница. Длинная, изогнутая шея, которую венчает достаточно легкая и сухая голова с живыми глазами. Как правило, очень густая и длинная грива, а также хвост. Ноги обрастают умеренно. Отличаются средней длиной.
Воронежская упряжная лошадь как замена битюга
Но исчезновение битюгов как вида вовсе не говорит о том, что исчезли потребности в выносливых универсальных лошадях. Результатом попыток вывести вид, который мог бы с успехом заменить битюгов, стало появление Воронежской упряжной лошади.
Такое животное – нечто среднее между легкоупряжными лошадьми и тяжеловозами. В 40-х годах 20 века Воронежская упряжная впервые была представлена на выставке. Заводчикам удалось совместить в этих лошадях качества рысаков, битюгов и тяжелоупряжных, хотя наиболее ярко выраженными оказались качества именно рысаков.
Справка. Воронежскую упряжную лошадь можно характеризовать как выносливых и неприхотливых животных, обладающих немалой силой. Эта порода сохранилась до наших дней, и ученые до сих пор продолжают вести работы по повышению характеристик вида.
Лошадь Битюг: обзор породы, характеристика, масти и фото
Битюг – это порода тяжелоупряжных лошадей, которая выведена для работ в сельском хозяйстве и гужевого транспорта. Сегодня лошадь битюг в первозданном виде не существует, порода полностью утрачена. Первые сведения о битюгах приходятся на XVIII век.
Эта порода тяжелоупряжных лошадей, выведенная в 18 веке для работ в сельском хозяйстве, в первозданном виде не существует, полностью утрачена.
Описание
Лошади сильные, среднего роста. Высота животного в холке составляла в среднем 1500–1580 мм:
- для жеребцов – 1550–1580 мм;
- для кобыл – 1500–1550 мм.
Высота отдельных особей достигала 1780 мм. Спина животного прямая, с хорошо развитыми мышцами, ноги оброслые, тело удлиненной формы. Хвост и грива густые, большой длины. Голова компактная, с крупными глазами, умеренно горбоносая. Грудь широкая, круп несколько удлиненный. Ноги у битюгов крепкие, сухие, копыта прямые и плоские.
Типичные животные этой породы отличались уникальным сочетанием силы и чрезвычайной выносливости с быстрым ходом.
Эта порода лошадей сочетает чрезвычайную выносливость с быстрым ходом, что дает возможность перевозить тяжести на значительные расстояния.
Для породы нормальным считался 80-верстовый (около 85 км) переход с грузом 0,8 т. Рекордом по грузоподъемности считался вес груза в 230 пудов, а это почти 4 тонны.
Лошадь отличается неприхотливостью в пище, исключительным послушанием и выносливостью. Это сделало битюгов незаменимыми и в сельском хозяйстве, и на гужевом транспорте.
В частности, на промышленном извозе была задействована именно эта порода. Если присмотреться к васнецовской картине «Богатыри», то можно предположить, что именно битюги возили на своих спинах защитников земли Русской.
Знаменитый «Сивка-Бурка» из народных сказок тоже имеет немало общего с этими лошадками.
Сам факт, что битюгов использовали для выезда пожарной команды, говорит о необыкновенной силе лошадей, ведь на повозке, помимо команды пожарных, размещалось оснащение, огромная водяная бочка и насос для воды. И этот огромный вес (не менее 2 тонн) необходимо было не просто сдвинуть с места, а мчаться с ним во весь опор – «спешить, как на пожар».
Исчезновение породы
В XIX веке с целью улучшения рабочих качеств коней битюгов скрещивали с тяжеловозными лошадьми из Англии и местными рысистыми породами, но ожидаемого эффекта не произошло: полученные гибриды потеряли в выносливости.
Одновременно с этим произошло и сокращение кормовой базы: площадь лугов существенно сократилась из-за массовой распашки.
Катаклизмы политического и экономического характера начала XX столетия способствовали полному сокращению популяции этих уникальных лошадей.
Попытки восстановить поголовье битюгов предпринимались с 1922 года в Воронежской области. Планировалось создать рассадник племенных животных. Но из-за эпидемии сапа (1925 год) работы по восстановлению породы были прерваны. Чистокровные «битюги» полностью прекратили свое существование.
Воронежские упряжные
На смену битюгам была выведена порода Воронежская, как своеобразное промежуточное звено между легко- и тяжелоупряжными.
Сильные, неприхотливые и выносливые скакуны по-прежнему были востребованы. Первая половина ХХ века – это время выведения новой породы лошадей: Воронежская упряжная.
Это своеобразное промежуточное звено между легко- и тяжелоупряжными лошадьми. В 1938 году был создан государственный племенной рассадник по выведению новой укрупненной породы. В 1939 году порода в первый раз была представлена как выставочная.
При селекционной работе ученые взяли за основу рабочие характеристики таких лошадей, как рысак, тяжеловоз и битюг.
Селекционная работа велась по следующим направлениям:
- скрещивание помесей рысистых лошадей, битюгов и тяжеловозов;
- прилив крови лошадей рысистых пород;
- отбор коней для дальнейшего племенного разведения по желательным признакам.
Животные новой породы отличаются выносливостью и силой, неприхотливы, благодаря чему они получила распространение как тягловая сила. Несмотря на сокращение поголовья во второй половине ХХ века, велась работа по улучшению породы – это позволило сохранить все ее лучшие признаки до сегодняшнего дня.
Советский тяжеловоз
Происхождение | Территория бывшего СССР |
Масть | Разнообразная, чаще рыжая и чалая |
Рост в холке | 165-170 см |
Экстерьер | Массивный корпус, голова, шея и ноги, раздвоенный круп |
Использование | В сельскохозяйственных целях, для перевоза тяжелого груза и реже езды верхом |
Основная особенность Советских тяжеловозов – способность перевозить очень тяжелые грузы в несколько тонн. Являются гордостью России и пользуются огромной популярностью в странах Европы. Несмотря на суховатое строение корпуса, они обладают огромной силой и могут запросто переносить непогоду.
Происхождение
Советские тяжеловозы были выведены в Советском Союзе. Они являются прямыми потомками знаменитых битюгов. Селекционные работы проводились на базе пород лошадей, которых привезли из-за границы – Брабансоны. Путем длительных селекционных работ коневоды вывели достаточно умного и неприхотливого скакуна. В отличие от Брабансонских коней, Советский тяжеловоз не требует особых условий содержания и не отказывается от простой пищи.
Появились в России в конце 19 века. Примерно в тридцатых годах 20 века этот вид начали усовершенствовать. Полностью же порода утвердилась только в 1952 году.
Внешний вид
В среднем высота в холке составляет от 165 см до 170 см. Вес составляет от 700 до 1000 кг
Первое, что сразу же привлекает внимание – это шея, голова и грудь, которые отличаются массивностью. А благодаря тому, что спина довольно мягкая, на нем можно ездить верхом. Как и у всех тяжеловозов, особенностью является поясница, которая имеет раздвоенный круп, что позволяет лошади возить весьма тяжелый груз за собой
Ноги у Советских тяжеловозов отличаются массивностью и крепостью
Как и у всех тяжеловозов, особенностью является поясница, которая имеет раздвоенный круп, что позволяет лошади возить весьма тяжелый груз за собой. Ноги у Советских тяжеловозов отличаются массивностью и крепостью.
Окрас шерсти может быть разнообразным. Однако, наиболее часто встречаются рыжий цветовой окрас и чалый. Советский тяжеловоз имеет достаточно пышную гриву и хвост.
Характер
Советский тяжеловоз отличается достаточно энергичным характером. Они очень эмоциональны, но движения их горды и грациозны. Легко идут на контакт с людьми.
Особенности содержания
Так же, как и Русские тяжеловозы, Советский тяжеловоз не требует огромных апартаментов для жизни. Достаточно сделать вольер под открытым небом. Однако, этот вольер подходит для провождения времени днем и в теплое время года. В любом случае необходима конюшня с достаточным количеством пространства. Они совсем неприхотливы к питанию и не требуют дорогих кормов. Легко переносят морозы и дожди.
Уход и особенности содержания лошадей
Представители данного вида неприхотливы, но уход за ними имеет свои особенности. Как любые крупные непарнокопытные, эти лошади нуждаются в просторном деннике, сухой и светлой конюшне. Коням необходим постоянный приток свежего воздуха без сквозняков. Рядом с конюшней обустраивают выгульную площадку, так как порода лошадей советский тяжеловоз нуждается в физических нагрузках и продолжительных прогулках.
Если животное задействовано в тяжелых работах, оно устает и требует дополнительного ухода. После активных прогулок и физического труда тяжеловозу необходимо промыть копыта проточной водой, очистить ноздри от попавшей в них пыли и скопившейся слизи. Хвост и гриву коня моют дважды в неделю, после чего расчесывают гребнем или щеткой с натуральной щетиной.
Полноценный рацион для лошадей тягловых пород имеет большое значение. Он должен включать сено или свежую траву, зерно, овощи и корнеплоды, концентрированные корма с минеральными добавками. Несмотря на крупные размеры, животные имеют желудок сравнительно небольшого размера, поэтому суточную норму кормов делят на 4-8 небольших порций.
Породы иностранной селекции
Тяжеловесы в странах Европы использовались с незапамятных времен. Их чтут, ими гордятся, и история их разведения началась задолго до того, как стали официально признаваться породы. Они разошлись по всему миру, и их кровь используется для выведения новых пород и закрепления положительных качеств уже существующих. Некоторые из давно выведенных пород популярны и в наше время.
Першерон
Першерон – порода, которую французы получили при скрещивании арабских скакунов с местными представителями лошадей. Результатом стали прекрасные и трудолюбивые кони, которых характеризует:
- Серый, иногда вороной окрас,
- Телосложение сухое и крупное,
- Крепкие ноги,
- Удлиненная спина и мощный круп,
- Длинная шея и пышная грива,
- Высота 1,7м в холке.
Лошадь породы Першерон Красивый конь по характеру добр и послушен. Отличается огромной силой и энергией.
Шайры
Лошадь породы Шайр Шайры стали предками Брабансонов, которых завезли в Англию еще в 12 веке. Это одна из самых древних тяжелоупряжных пород. Вначале ее использовали исключительно как военную, а когда войны закончились, стали применять в мирных целях на полях Англии. Они отличаются могучими и величавыми формами. Породу видоизменили по приказу короля Англии, которому требовались кони высотой более 1,5м. Они обладают:
- Огромным весом до 1-1,2т,
- Большой высотой – 1,78м,
- Мощной и глубокой грудью,
- Пышными фризами от скакательных суставов,
- Вороным или гнедым окрасом с пятнами на разных участках тела.
Брабасоны
Брабасоны также относятся к древней породе лошадей, которые стали родоначальниками современных разновидностей.
Лошадь породы Брабасон
Характеризуются гармоничными и пропорциональными формами, которые сохранились на протяжении веков. Порода представлена рыжими и гнедыми окрасами.
Кобыла и жеребенок породы Брабасон
Лошади быстро созревают, легко привыкают к новому содержанию, нетребовательны к кормам. Весом и высотой они мало отличаются от шайров. Экстерьер дополняют развитые мышцы и сухая конституция. А учитывая покладистый характер и отличную работоспособность, говорить об их популярности не приходится.
Особенности разведения
Популяция (численность) лошадей этих пород сильно пострадала, так как с середины 20 века тяжелые кони утратили свое прямое предназначение и стали не востребованы. Отечественные породы сохранились только благодаря любителям-энтузиастам.
У племенных заводов существует программа разведения, где они продолжают работы по созданию новых, и сохранению прежних пород. В Европе на эти цели выделяет деньги государство, у нас кони сохраняются в основном в частных коллекциях, но селекционеров это не остановит.
Разведение тяжеловозов более простое, чем других разновидностей лошадей. Они приспосабливаются к разным условиям, отличаясь неприхотливостью. Плодовиты: кобыла рожает одного жеребенка, но может приносить пополнение с 3 до 20 лет. Поэтому количество рожденных жеребят от одной лошади достаточно большое.
Краткое описание породы
Отличить советского тяжеловоза от других пород можно по его массивности и крупному телосложению, притягивающие взгляды окружающих. Мало кто из лошадей может похвастаться такими достижениями и умениями, как эта порода, которая способна транспортировать на себе грузы весом в несколько тонн. С давних времени лошадей используют именно в таких целях, чтобы перевозить тяжеловесные повозки.
Вес одной особи может достигать отметки в тоннах, в росте лошадь будет не выше 170 см до уровня холки. Для животного характерна широкая мощная грудь, крепкая спина и четко выраженная мускулистость шеи. Голова у советского тяжеловоза среднего пропорционального размера, ноздри широкие, щеки достаточно развитые. На макушке восседают среднего размера ушки, порой они имеют обвисшую форму. Шея постепенно переходит в низко посаженную холку, спина у животного мягкая, идеально подходящая под седло. Выдерживать тяжелые грузы лошадь может благодаря сильной ровной пояснице, а слегка обвислый круп имеет раздвоенную форму. Мускулистые и при этом сухие конечности заканчиваются ровными идеальными по форме копытами.
Расцветка и масть советского тяжеловоза может быть разной, чаще- рыжая и чалым оттенком, реже — гнедая с тем же чалым оттенком. Конечности окаймлены умеренно наросшими щетками, а грива и хвост демонстрируют пышность и объем. По характеру такие лошади отчаются спокойным и добрым нравом, но сохраняют в себе энергичность и силу. В целом отличительные особенности такого животного — короткая форма бедер, большие скакательные суставы, широкая пясть, при этом укороченные бабки и лопатки удлиненной формы.
Советский тяжеловоз
Советская считается и по сей день одной из самых лучших отечественных. Сразу после своего выведения эти кони завоевали славу, как «рекордисты», так как во многих показателях превосходили известные на то время породы. Считается, что их предками являются битюги, которых скрещивали со знаменитыми зарубежными арденами, суффольками и брабансонами. Так как заграничные тяжеловозы, а в частности, бельгийские брабансоны, были плохо приспособлены к русскому суровому климату, использовать их в чистоте не получалось. Но грамотный подход и селекция позволили получить не только очень выносливую и крепкую лошадь, но и красивую, во многом превосходя рыхлых и сырых по конституции бельгийцев.
Существуя вот уже более 60 лет, Советский тяжеловоз сегодня может похвастаться высоким уровнем совершенства. Представители породы обладают практически идеальными промерами тяжелоупряжной лошади, чуть ли не самыми высокими показателями продуктивности. Они самые крупные из отечественных тяжеловозов, мускулистые с хорошо развитой спиной и грудью. Однако многие современные факторы играют не в пользу развития породы, в результате чего поголовье сокращается. Наиболее ценные линии сосредоточены в Мордовском и Починковском конных заводах, куда вы сможете совершить виртуальное путешествие на видео от CenterNF.
Владимирский
Владимирская тяжелоупряжная порода, выведенная на землях Владимирского ополья, появилась чуть раньше, чем советская – в 1946-м году. Она также была создана путем прилития заграничных кровей, а именно английских шайров и клейдесдалей. Именно поэтому владимирских коней часто используют не только в упряжи, но и под седлом. Это очень нарядные, энергичные, гармоничные по красоте и темпераменту лошади, завоевавшие сердца многих всадников.
Как видно на многих фотографиях, владимирский конь отличается по конституции от, скажем, битюгов и советских тяжеловозов. Представители этой породы имеют длинную горбоносую голову, высокую длинную шею с хорошим выходом, удлиненный корпус с широким крупом и спиной. Ноги у них также высокие, крепкие с хорошо выраженными суставами. Отличаются более живым темпераментом и энергичностью. Так, именно владимирцу принадлежит абсолютный рекорд среди всех тяжеловозов по срочной доставке груза рысью.
Сегодня владимирские кони возобновляют былую славу, но больше используются не в сельскохозяйственных работах, а в конном туризме и любительской верховой езде. Как говорят любители породы, на этих конях очень удобно ездить верхом – сидишь, как на диване.
Соревнования тяжеловозов – показатель силы
Для совершенствования тяжеловозных пород лошадей огромную роль играют испытания. Они проводятся по комбинированной схеме, включая испытания на силу, выносливость, а также скорость движения на шагу и на рыси. Полученные результаты в ходе проведения соревнований помогают улучшать качества племенных коней. Сегодня большое значение уделяется не только грузоподъемности и выносливости тяжеловозов, но и качеству их движения, аллюрам. Поэтому это обязательно учитывается в ходе проведения испытаний.
Соревнования и испытания тяжеловозов привлекают много публики, даже далеких от коневодства. Мощные, сильные лошади производят сильное впечатление на зрителей, очаровывают мускулистостью и силой. Несмотря на массивность, эти скакуны проявляют свою грацию и темперамент. В этом можно убедиться на видео, подготовленное в конце статьи.
Загрузка …
Происхождение
Фото:
Впервые понятие «лошадь-тяжеловоз» появилось много столетий назад, в эпоху Средневековья, когда была особенно сильна потребность в выведении коней, способных нести на себе воинов в тяжёлых латах.
Именно они принимали участие в рыцарских турнирах и походах, и блестяще справлялись с этой важнейшей задачей.
Кроме того, прекрасные и сильные животные, именуемые в те времена «дестриэ», сопровождали своих владельцев в походах и были им хорошими спутниками в перемещении на большие расстояния.
Какой средний вес у коня был в те времена? Предки современных тяжеловозов достигали массы в 800–1000 кг при росте до 200 см. Конечно, лошадь с такими габаритами не была способна успешно маневрировать или с лёгкостью брать барьеры.
Кроме того, под нагрузкой дестриэ быстро утомлялись, и не могли обеспечить длительное движение вперёд так же успешно, как их более лёгкие «коллеги».
Современными потомками средневековых дестриэ считаются многие породы лошадей. Самые известные из них – бельгийские брабансоны, французские першероны и шайры, используемые в Великобритании.
Именно английской породе тяжеловозов и принадлежит рекорд по массе и росту особи. Жеребец породы шайр, родившийся в далёком 1846 году, как зафиксировано, имел высоту в холке 220 см и весил более полутора тонн.
В России, из-за обилия пахотных угодий, сложилось собственное генеалогическое ответвление тяжеловозов. Формирование пород было начато на рубеже XIX и XX веков на базе местных упряжных лошадей и ввозимых из Бельгии арденов.
Характерная дисгармоничность европейской разновидности тяжеловозов под влиянием селекционной работы была устранена. Выведенный тип лошадей отличался крепким, красивым сложением, впечатляющим экстерьером.
Такой подход благотворно сказался на репутации будущей породы – она смогла завоевать не один приз на всемирных и международных выставках.
Российские породы тяжеловозов
Владимирский тяжеловоз
История породы
История владимирского тяжеловоза начинается в 1886 году, когда для Гаврило-Посадского конного завода закупили несколько десятком шотландских клейдесдалей для выведения новой упряжной тяжеловозной породы. Шотландских жеребцов скрещивали с местными сильными, коренастыми и не крупными кобылами. Перед селекционерами стояла задача закрепления силы и экстерьера, высокой адаптивности и выносливости. Первые результаты были получены в начале 20 столетия – лошадей новой породы начали приобретать для работы в местных хозяйствах. Еще через десять лет было сформировано племенное ядро конного завода. А официальное признание владимирцы получили в 1946 году.
Экстерьер
Средние промеры лошадей составляют:
- в холке от 162 см до 171 см,
- обхват груди до 200 см,
- пясть – до 24 см.
Голова крупная, с немного горбоносым профилем, шея длинная, с выраженным затылком, сильная, косая лопатка. Плечи хорошо обмускулены. Спина длинная, круп слегка опущен. Постав ног правильный, копыта широкие, с прочным и твердым рогом. Масть – чаще гнедая, вороная, рыжая. Густо обросшие хвост с гривой.
Особенности породы
Владимирцы – активные и энергичные, умные и дружелюбные лошади, с уравновешенной психикой и живым темпераментом. Движения свободные, с хорошим захватом пространства. Сегодня разведением владимирских тяжеловозов занимаются Гаврилово-Посадский конный завод, Монастырское подворье и несколько частных племенных хозяйств. Поголовье насчитывает около 200 маток. Владимирские тяжеловозы обладают хорошим здоровьем, выносливы и неприхотливы к условиям содержания. Используется порода не только в национальных соревнованиях среди тяжей, но и в драйвинге, конном туризме и для дамской езды.
Тяжеловоз владимирской породы Лазурит
Русский тяжеловоз
История породы
Порода начала формироваться на рубеже 19 и 20 веков. Для выведения использовались тяжеловозы арденской породы, першероны, русские упряжные лошади. Официальную регистрацию и национальную племенную книгу они получили только в 1952 году.
Экстерьер
Русские тяжеловозы некрупные, мускулистые, коренастые лошади. Средние промеры:
- в холке до 154 см,
- пясть в обхвате – 21 – 23 см,
- средний вес у кобыл – 620 кг, жеребцов – 655 кг.
Животные обладают длинными линиями туловища, глубокой мускулистой грудной клеткой, спина длинная, отчего часто кажется мягкой. Круп свислый. Шея длинная, с красивым изгибом, хорошо выраженным гребнем. Масть чаще всего рыжая всех подмастков, чалая, встречаются гнедые и вороные особи с примесью чалости или седины.
Особенности породы
Русские тяжеловозы неприхотливы к условиям содержания и могут обходиться только скудными грубыми кормами. Они отлично переносят как сильные морозы, так и жаркие летние температуры. Используются в различных конных шоу, принимают участие в выставках, драйвинге, соревнованиях среди тяжеловозов.
Русский тяжеловоз – чемпион Эталон
История породы
Советские тяжеловозы – результат скрещивания французских брабансонов и местных крупных лошадей. К породе также приливалась кровь суффолков, арденов и першеронов для повышения выносливости и большей приспособленности к условиям российского климата и быта. Официально порода были зарегистрирована в 1952 году.
Экстерьер
Советские тяжеловозы среди российских пород – рекордсмены. Их рост может достигать 175 см при весе в 950 – 1000 кг.
У лошадей сильная, короткая спина, короткая шея с выраженным гребнем, развитая грудь и мощный плечевой пояс. Поясница широкая. Круп слегка обвислый. Ноги крепкие, сухие, средней длины с плоскими широкими копытами. Голова не большая, с хорошо выраженными ганашами, профиль чаще прямой или слегка горбоносый. Крупные размеры и большой вес иногда приводят к недостаткам экстерьера – косолапости, саблистости. Масть чаще рыжая всех подмастков.
Особенности породы
Лошади этой породы отличаются спокойным нравом и добротой. Они довольно сильные и могут перемещать грузы в несколько тонн на большие расстояния. Абсолютный рекорд принадлежит жеребцу Форсу, который протащил за собой груз в 23 тонны несколько десятков метров. Лошадей активно используют в сельском хозяйстве. Можно их встретить и в упряжных видах конного спорта, на всевозможных конных шоу и выставках, а также под седлом.
Тяжеловозы России
Племенные работы по выведению тяжеловозов начали активно осуществляться в послереволюционный период. Этому времени мы обязаны возникновением таких видов лошадей, как: Русский, Советский и Владимирский тяжеловозы.
Советская тяжелоупряжная
Конь игреневой масти, словно сошедший с полотен великих художников, боевой товарищ русских богатырей. Неописуемая мощь в каждом движении этого животного говорит об истинном его предназначении. Необыкновенная сила – одно из достоинств этой породы. Однако советский тяжеловоз отличается не только этим. Он отлично подходит для выполнения различных работ в сельской местности. Кобылы характеризуются скороспелостью и высокими удоями.
В Россию, начиная с XIX века, начали активно ввозить брабансонов. Они отвечали практически всем требованиям, кроме одного: плохо проходили акклиматизацию, в результате чего часто болели, у них периодически загнивала стрелка.
Советская тяжелоупряжная утверждена в 1952 году официально. Селекция производилась на Мордовском конном заводе. Советский тяжеловоз отличается:
- устойчивой психикой
- спокойным нравом
- необыкновенной выносливостью
- скороспелостью
- неприхотливостью.
Эти качества делают советскую тяжелоупряжную столь популярной в сельской местности.
Внешний вид советского тяжеловоза: небольшие уши, пропорциональная голова, выразительные глаза, коренастая мускулистая шея. Грудная клетка широкая, чаще всего двойной круп, спина длинная. Конечности у советской тяжелоупряжной лошади сухие и крепкие. Копыта имеют твердый, устойчивый к механическим повреждениям копытный рог, плоские и широкие. Грива и хвост имеют среднюю оброслость.
Владимирский тяжеловоз
В XVIII веке в Гаврилово-Посаде был построен конный завод и конюшни были укомплектованны в основном жеребцами верхового направления. Спустя некоторое время в конюшни стали завозить тяжелоупряжные виды: суффольков, арденов и першеронов. В начале XIX века их сменили шайры. Именно жеребцами этих пород покрывали обычных рабочих кобыл. Итогом скрещивания стало получение новой породы – владимирский тяжеловоз.
Лошади достигают высоты 1.6 м. Допустимые масти: вороная, рыжая и гнедая. Владимирская порода была зарегистрирована в 1946 году. Энергичность, неприхотливость, выносливость, плотная консистенция, густая грива – те особенности, которые отличают владимирскую от других тяжеловозов. Именно им принадлежит временной рекорд по доставке груза рысью.
Владимирская порода имеет широкую спину и круп, длинную голову. Владимирский тяжеловоз – гордость российских селекционеров.
Русская тяжелоупряжная
Вид выведен путем скрещивания арденов с обычными кобылами. Невзирая на то, что экстерьер арденов имел ряд недостатков, они обладали уникальными рабочими качествами, были нетребовательны к содержанию. Эти особенности позволили завоевать им популярность на просторах России.
После революции началась активная племенная работа по получению новой рабочей лошади, которая отличалась бы неприхотливостью, гармоничным сложением и работоспособностью.
Характерные масти: гнедая, чалая, рыжая. Лошади достигают высоты до 1.5 м. Местом происхождения является Украина. Русский тяжеловоз используется для перевоза тяжелых грузов.
Русская тяжелоупряжная встречается повсеместно, начиная от Сибири и заканчивая Кавказом. Это самая распространенная порода тяжеловозов в России. Подобная популярность не случайна.
Выведенные лошади-тяжеловозы всех видов заслуживают особого внимания. Удивительное сочетание рабочих качеств и природной грации создает уникальный образ, способный завоевать любовь даже тех, кто равнодушно относится к животным.
https://youtube.com/watch?v=dbC-fs0-LX4
История породы
В середине 19 столетия на юге Нижегородской области и в Мордовии разводили лошадей преимущественно для того, чтобы пользоваться их силой. В этих регионах была необходимость возить лес и производить пахотные работы. Местные жители использовали крепких рабочих лошадей породы битюг и их потомков, которые были получены в результате скрещивания с местными кобылами.
Ситуация изменилась, когда в 19 веке на территорию Мордовии и в Нижегородскую область были доставлены тяжеловозные лошади из Европы – брабансоны и суффольки. Это были поистине гигантские животные, их рост в холке достигал 180 сантиметров. Несмотря на тяжёлое телосложение, это были миролюбивые и послушные лошадки. Но у них имелось несколько недостатков: животные плохо приспосабливались к местному суровому климату, а ещё конституция их тела была рыхлой. В результате скрещивания прибывших из Европы жеребцов с местными кобылами породы битюг на свет появились жеребята с хорошими данными. Хоть они и были несколько мельче брабансонов, но зато обладали плотным телосложением.
В годы Гражданской войны поставка породистых лошадей из Европы временно прекратилась. Племенное стадо, образовавшееся из местных лошадей Нижегородской области и потомков брабансонов и суффольков, содержалось на Починковском конном заводе №23 и в мордовском селе Оброчное. В то нелёгкое время никто не занимался селекцией, а внутри племени лошади беспорядочно спаривались и производили на свет новое потомство. В 1934-1936 годах коневоды заметили, что у потомков европейских лошадей просматриваются устойчивые гены их прародителей. Тогда они решили провести работу, направленную на их закрепление. Вскоре опять началась война, поэтому порода не была зарегистрирована. Только в 1952 году была произведена регистрация, а порода получила название советского тяжеловоза.
Характеристики
Рослые и мускулистые, лошади этого вида обладают крепким телосложением. Вес жеребцов составляет около 900 кг. Кони отличаются массивным туловищем, широкой грудью, мощными ногами и сильной шеей. На их фоне голова лошади выглядит небольшой.
Масть животных преимущественно рыжая или гнедая, возможны рыже-чалые или гнедо-чалые отмастки.
В некоторых случаях представители данной породы имеют неправильную постановку задних конечностей. Такая косолапость не сказывается на рабочих качествах животного. Однако для лошадей, которые участвуют в племенной работе, неправильная постановка задних конечностей может явиться причиной отбраковки и выведения из селекционной работы.
Животные обладают спокойным темпераментом. При этом кони энергичны и трудолюбивы. Заводчики отмечают, что животных этой породы нельзя назвать добронравными. Это объясняется направленностью селекционной работы. При выведении породы заводчики стремились передать потомству силу и выносливость родителей, а не их доброту и покладистость.
Возможно вас заинтересует статья на тему: Русский рысак