Как правильно запрягать лошадь?
Непосредственно перед надеванием сбруи на животное, снаряжение необходимо проверить. Все ремни и скрепляющие элементы должны быть целыми. Поврежденная упряжь может лопнуть из-за нагрузки, что опасно и для лошади, и для человека-возницы
Также нужно осмотреть коня, особое внимание уделить состоянию копыт и спины
Животное должно быть спокойным, если оно нервничает и мечется, то сначала следует выяснить причину такого поведения, которое может быть следствием стресса либо начинающегося заболевания.
Расположение элементов упряжи
Таблица 2. Пошаговая инструкция по запряганию лошади
Иллюстрация | Описание |
Шаг первый: сначала в рот вставляют удила, а сверху накидывается уздечка. | |
Шаг второй: правой же рукой поднимите уздечку и проденьте ее между ушей, располагая на своих местах залобный и налобный ремни. | |
Шаг третий: расправьте конструкцию, затем затяните ремень под нижней челюстью, но не сильно, чтобы не придушить животное — в зазор должен проходить кулак. Все ремни должны лежать ровно, без перекручиваний. | |
Шаг пятый: наденьте на шею хомут, клещами вниз. | |
Шаг четвертый: далее положите на переднюю часть спины лошади седелку и затяните снизу подпругу. Фиксировать этот элемент нужно в меру туго, чтобы не съезжал, но и не давил на живот. | |
Шаг шестой: теперь подойдите к животному слева, пристегните и расправьте шлею, проследите, чтобы между крупом и ремнем остался зазор толщиной с ребро ладони. | |
Шаг седьмой: далее возьмите в руку оглоблю и повод чересседельника — закрепите его петлей на деревянной палке, перекиньте через спину коня и повторите процедуру с другой стороны. | |
Шаг восьмой: наденьте седельник и хорошо затяните подпругу. | |
Шаг девятый: подровняйте оглобли до одинаковой длины, установите вертикально дугу, соедините ее с оглоблями и затяните гуж узлом. То же самое проделайте с другой стороны. | |
Шаг десятый: возьмите ремень чересседельника, пропустите его под оглоблей и плотно примотайте к ней. | |
Шаг одиннадцатый: перейдите к голове лошади, расправьте вожжи и протяните их через кольца удил, сначала слева, потом справа. | |
Завершение: еще раз проверьте все узлы и натяжение подбрюшного ремня и шлеи. |
Средства защиты для лошадей
Попоны
Являются универсальным изобретением, позволяющим животному ощущать тепло и сухость. Их используют при перевозе животных или на конюшне, если ожидаются перепады температур. На изготовление идет согревающая шерстяная ткань. Для фиксации попоны на теле лошади существуют специальные застежки и ремни.
Попона является защитным покрывалом, которое применяют для обогрева в холодное время года. При уходе за лошадью ее могут часто мыть, что снижает количество защитного жира, а потому животному понадобится дополнительная защита.
Попоны шьют с учетом климатических особенностей и физиологии животных. Существует огромное количество разных попон, подходящих для всяких жизненных ситуаций:
Для лошади рекомендуется иметь несколько вариантов попон, например, зимнюю, денниковую и рабочую.
Бинты
Служат для защиты конечностей и шьются из хлопчатобумажной ткани, они предохраняют мышцы и сухожилия от растяжения. В зимнее время можно использовать как средство утепления ног лошади. Для тренировок используют трикотажные или креповые бинты шириной около 8 см
Чтобы не нарушалось кровообращение, важно не пережать конечности при бинтовке. Отдельное требование выдвигается к тому, что между слоями бинтов не должно быть промежутков, куда попадет грязь или частички грунта
Ногавки
Также служат как средство против травмирования конечностей. Могут надеваться поверх бинтов или просто на область пясти. Для фиксации есть специальные застежки или липучки.
Вальтрап
Используется при седловке лошади и кладется непосредственно на спину. Выполняет защитную функцию. Для изготовления используется хлопчатобумажная ткань, имеющая мягкий наполнитель.
Запрягаем лошадей. Этапы процесса
Правильная запряжка лошади заключается в последовательном совершении следующих действий:
- осмотрите и вычистите лошадь. Затем осмотрите визуально и проверьте руками все элементы упряжи на предмет их целостности. Убедитесь, что ни на одном из элементов нет потертостей, разрывов и прочих слабых мест. Сравните гужи по длине. Если они разные, выровняйте их, в противном случае сбруя будет перекошена, и нормального движения не получится;
- после предварительно осмотра принесите все элементы сбруи к месту запряжки;
- подбрюшник и чересседельник соединены одним кольцом. Возьмите их и пропустите ремешки через это кольцо так, чтобы получилась петля. Эту петлю накиньте на оглоблю;
- затем на самого коня наденьте хомут, седелку и узду. Седелку следует положить так, чтобы она оказалась на нижней части холки животного. Оптимальное её расположение нужно будет еще поискать, так как на спине – слишком низко, а на самой холке – высоковато. Хомут следует надевать только вверх клещами, а уже потом опускать на шею и переворачивать в рабочее положение. Нужно положить хомут так, чтобы он удобно охватывал шею животного;
- шлею кладем на холку лошади и начинаем её расправлять. Ремешки нужно соединить с пряжками. Ремни затягиваем настолько, чтобы между ними и седалищным бугром пролезала человеческая ладонь;
- заводим коня в оглобли. Это можно делать несколькими способами.: либо лошадь перешагивает через жердь, либо её заводят задним ходом, либо саму оглоблю накатывают на стоящего неподвижно коня. Последний способ обычно используют при запряжке молодого или пугливого животного;
- берем дугу и встаем перед мордой коня, глядя на неё. Дугу прислоняем к правой ноге лошади, а левой рукой перекручиваем гуж до тех пор, пока он не станет нужной длины;
- гуж оставляем на краю оглобли. Берем дугу и вставляем левый её край в гужевую петлю, а правый – перекидываем через жердь оглобли, которая должна оказаться в вырезе. Сама дуга должна оказаться на лошадиной шее;
- подходим ко второй оглобле и поворачиваем дугу к ней так, чтобы та попала в выемку. Гуж накладываем на оглоблю, а его петлей – крепим к дуге;
- после этого затягиваем хомут, обматывая его клещи супонью до тех пор, пока они не сомкнутся. При это нужно проследить, чтобы угол между дугой и оглоблей составлял 90 градусов;
- привязываем коня к жерди левой оглобли. Хомут вставляем после подтяга животного на один шаг назад;
- надеваем элементы упряжи на голову животного. На шею накидываем повод, темляк крепим к гуже. Следует сделать это так, чтобы после крепления лошадь могла поднять голову. Чтобы не болтались, ремни перекидываем через оглобли;
- в последнюю очередь крепим вожжи к удилам. Лучше всего одну вожжу пропустить над гужем, и вторую – под ним.
Одиночная оглобельно-дуговая русская запряжка
Хомут
Сбруя охватывает шею, часть груди спереди, холку вокруг и живот. А хомут для лошади – шею и плечи. Хомут изготавливается под каждую лошадь индивидуально, соответственно её замеров, поскольку не является регулированным. Хомут снизу подбивается прокладкой, вроде своеобразной подушки и одевается лошади через голову.
Хомут изготовляется индивидуально
Закрепляется он с помощью хомутин, к которым подсоединены ремни хомутные. Снизу находится хомутный ремень, а также хомутный гуж. А самое верхнее крепление принято называть верхним хомутным ремнем. Он наиболее слабый изо всей хомутной связи. Поэтому он нуждается в постоянном контроле и уходе, ведь его разрыв может привести к ужасным последствиям. Экипажи на четыре колеса, у которых присутствуют поворачивающие оглобли, соединяются с натяжными кольцами, а не с D-образными на шлее как положено. Таким образом, идет препятствие отвязывания шлей от глобель.
Популярные материалы
Раньше единственным материалом для изготовления саней было дерево, но сегодня к нему добавился металл и пластмасса. Вы можете выбрать любой из этих трёх вариантов или комбинировать их на своё усмотрение.
Дерево
Работать с деревом сложно, не имея соответствующих навыков. Если отсутствие опыта вас не останавливает, рекомендуется всё же проконсультироваться с опытным столяром. Для конных саней лучше всего выбрать:
- дуб;
- вяз;
- ясень;
- липу;
- черёмуху;
- берёзу.
Лучше всего поддаётся сгибанию черёмуха, а самый твёрдый материал — дуб, его придётся выпаривать, чтобы согнуть. Выбирая берёзу, учтите, что самая сочная она весной.
Важно! Дерево требует длительной подготовки. В зависимости от технологии (вымачивание, паровые бани, кипячение) это может занять несколько месяцев
Дерево легкодоступно, обрабатывать его проще, чем металл, и конструкция получается довольно лёгкой, если не нагружать её лишним оформлением
По снегу деревянные сани передвигаются плавно, но не терпят большого давления и требуют тщательного ухода, чтобы материал не начал портиться
Дерево легкодоступно, обрабатывать его проще, чем металл, и конструкция получается довольно лёгкой, если не нагружать её лишним оформлением. По снегу деревянные сани передвигаются плавно, но не терпят большого давления и требуют тщательного ухода, чтобы материал не начал портиться.
Пластмасса
Аналогично варианту со сталью пластмассовые полозья делают из пластиковых труб. Повозка легче деревянной и металлической, но не годится для перевозки тяжёлого груза. Желательно обшивать пластмассу металлическими полосами, чтобы во время поездок защитить материал от возможных механических повреждений.
Знаете ли вы? На Руси сани считались почётной повозкой даже после изобретения колеса. Выезд царя в санях летом ещё долго был в порядке вещей.
Сталь
Для металлических саней выбирают углеродную или нержавеющую сталь. Качество езды от этого выбора не зависит. Сталь прочнее дерева и выдерживает большой вес, но не терпит сильных морозов. Если вам нужна повозка для транспортировки грузов, примите к сведению — полозья могут лопнуть в мороз.
Идеальный выбор — сплошные листы стали, но их стоимость высока. Дешевле обойдутся стальные трубы 2,5–5 см в диаметре. Длина таких труб должна быть на 1,5 м больше длины саней, так как металлические полозья сгибаются с обеих сторон, а не только спереди, как у дерева. Минус металлических конструкций в их весе, неизменный факт: чем легче повозка, тем выше она ценятся.
Из чего состоит и какая бывает упряжь для лошади?
Обычная конская упряжь – это система из сбруи, хомута и седла. Все детали необходимо подбирать под каждого питомца индивидуально, исходя из его телосложения и размеров. С давних времен на сбрую для коня не жалели денег. Обычно её делали на заказ, с подгонкой под животное. Сейчас коневоды могут приобрести упряжь в специализированном магазине или на рынках. Состоит упряжь из хомута, уздечки, дуги, подбрюшника, вожжей и шлеи, иногда добавляются и другие элементы. Можно сэкономить, покупая уже готовую упряжь, но случается, что не все элементы подойдут питомцу. Специалисты советуют покупать все детали по отдельности.
Обязательный элемент упряжи – хомут. Он передаёт тяговую силу на оружие или повозку. Хомут надо надевать на шею так, что он не стеснял дыхание и не мешал двигаться. Этот элемент не должен быть слишком широким или длинным, иначе на теле коня появятся повреждения, и тяговая сила снизится. Чтобы хомут прочно и правильно держался, надо пользоваться прочной шлеей.
Шлея выполняется из кожи, и обеспечивает надежное торможение скакуна. Необходимо узнать четкий размер шлеи, который подходит конкретной лошади, иначе возникнут потертости. Надежность и срок службы всей упряжи зависит от подпруги, поэтому её делают только из кожи – материал не доставляет коню неприятных ощущений и плотно охватывает корпус снизу и по бокам.
Наиболее сложной частью лошадиной упряжи считается узда. Состоит она из удил, поводьев и недоуздка на голове питомца. Наиболее практичная – походная уздечка, позволяющая вести коня дублирующими поводьями. Можно даже поить его, не распрягая. Вожжи – обязательная часть упряжи. Делают их как в текстильном виде, так и в кожаном.
Седелка служит для поддержки и закрепления всей запряжки посредством чересседельника. Также она передает тягловую силу на спину коня. Бывает лежачая и горбатая сиделки. Предназначение подпруги – удерживать седелку на спине скакуна.
Шлея удерживает хомут на месте, когда лошадь спускается с горы, а также при осаживании и торможении. Подгоняется она так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми помещалась ладонь. Шлея делается из нескольких ремней.
Подбрюшник – еще один элемент фиксации положения запряжки. Он проходит под подпругой и закрепляется обоими концами на оглоблях. Степень поднятия оглобель должна быть не слишком высокой и низкой.
Дуга скрепляет хомут с оглоблями с помощью гужей. Она служит амортизатором при толчках и рывках. Деталь должна быть прочной и упругой. Оглобли делаются из прочного дерева и должны быть одинаковой длины.
История появления сбруи
Согласно историческим данным, люди начали использовать конскую сбрую примерно во 2-м тысячелетии до нашей этой. По крайне мере об этом свидетельствуют элементы упряжи, найденные в древних захоронениях. Впрочем, многие исследователи склонны предполагать, что древние люди стали использовать упряжь еще раньше.
В древности владельцы лошадей большое внимание уделяли не только качеству упряжи, но и ее внешнему виду. Дело в том, что по художественному оформлению этого конского снаряжения можно было определить социальный статус владельца
Мода на красивую упряжь прошла в Средние века. В то время угла ставился функционал. Лошадей стали использовать в основном для перевозки тяжелых грузов. Никому в голову не приходило просто так кататься на этих животных.
Примерно с середины 16-го века упряжи для лошадей стали снова делать красивыми и качественными. Объясняется вхождением в обиход людей карет и открытых конных экипажей.
К сожалению, сегодня конная сбруя полностью утратила свое значение. Техника полностью вытеснила лошадей из хозяйственной деятельности человека. Их используют в спортивных соревнованиях и развлечениях.
Особенности транспортного средства
Катание на санях – это традиционная русская национальная забава. И тут всегда вспоминаются слова Николая Васильевича Гоголя: «Какой русский не любит быстрой езды?». Но какая же быстрая езда в телеге? Конечно же, великий писатель имел в виду сани. Они и сегодня состоят из полозьев, так называемого кузова и оглоблей. Более подробно рассмотреть их вы можете на фото.
Найденные детали самых древних саней относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. На них ездили и в южных странах, и в северных. А для детей, пожалуй, нет и не было лучшей забавы, чем прокатиться по мягким сугробам. В русских деревнях в хозяйстве крестьян сани были незаменимы. На них и ездили, и дрова из лесу возили, и сено скотине доставляли.
Но не был чужд этот вид транспорта и для важных персон. Кроме того, сани всегда считались более престижным видом транспорта, по сравнению с телегой. И как ни странно звучит, но в них не стеснялись князья или богатые купцы прокатиться даже летом по траве. Это и удобнее, и безопаснее, ведь можно быть всегда уверенным, что не отпадет и не сломается колесо. Вот почему такие процессии, как венчание или выезд царя не обходились без этого транспорта.
Сакральное значение
Популярность саней на Руси можно объяснить не только удобством передвижения, но и особым сакральным смыслом этого вида транспорта. Они символизировали средство связи между земным и потусторонним миром. Недаром многие народы, уже имея колесную повозку, по обычаю использовали сани в похоронных обрядах. По народным поверьям на Руси, изначально люди круглый год ездили исключительно на санях. А колеса и возы, как говорят, были придуманы нечистыми.
Виды
Первые сани гениально просты. Кто-то когда-то привязал две жерди к лошади, а сзади положил груз. Таким образом, появился самый первый вид этого транспорта – волокуши. Они и являются первым прототипом всех санок. Сначала их удлинили, затем появились борта, а затем оглобли и дуга. Смотрите фото.
Сегодня существует несколько видов саней: европейские охотничьи, русские беговые, городские, розвальни и современные для спортивной езды на тройках.
- Розвальни. Этот вид саней раньше был во дворе у каждого крестьянина. Они считались не столько ездовым, сколько рабочим видом транспорта, так как позволяли перевозить большие грузы. Они одновременно достаточно массивные и легкие, а их полозья изготовлялись из дерева. Именно на таких санях ехала боярыня Морозова из известной картины Василия Сурикова.
- Городские. Эти санки компактные и рассчитаны под одного, максимум два человека. Они имеют узкий полоз и обязательно подреза. Это железные специальные полосы, которые крепились на деревянные полозья для уменьшения раската. Такие санки были своеобразным частным транспортом.
- Европейские охотничьи. Они отличаются от русских тем, что имеют тормоза. Представляют собой специальные зажимы, которые крепятся на внешнюю сторону полоза.
- Русские беговые. Такие сани имеют только низкую спинку. Это предназначено для того, чтобы человек, одетый в теплую одежду, мог спокойно вылезти из них, не зацепившись.
Как приучить лошадь к упряжке?
Каждая лошадь нуждается в приучении и особенно в привыкании к упряжке. На это может уйти достаточно много времени, так как процесс проводится последовательно. Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:
Самое первое, что надо сделать, – это научить коня слушаться хозяина. Для этого используются различные команды. Например, повернуть вправо/влево, стоять, идти и т. д. Грамотное содержание и уход за лошадью помогут создать благоприятную атмосферу для обучения.
Еще до запряжки необходимо надевать седло и выводить лошадь на улицу. Обязательно потребуется помощник, который поможет справиться с непослушным животным.
После того, как жеребец привыкнет к седлу, можно смело на него садиться. Во время езды старайтесь управлять им при помощи вожжей и команд.
Обязательно хвалите коня за каждое правильно выполненное задание. Ваш голос должен быть мягким. Можно дать и любимое лакомство.
Езда в седле начинается с небольшого промежутка времени. В первый раз достаточно проехаться 10 минут, во второй – 20 и т
д.
При выездах обратите внимание на населенность местности – желательно, чтобы незнакомые люди и машины не находились поблизости.
Погода при заездах должна быть благоприятной.
Перед выездами хорошо покормите своего любимца, но в этом случае лучше вскармливать сеном и минимальным количеством овса. Это необходимо для того, чтобы вызвать у коня желание получить лакомство.
В перерывах между ездой постепенно приучайте к запряжке – все элементы надевайте аккуратно и медленно, не осуществляйте резких движений, не допускайте дискомфортных и болевых ощущений.
Когда наступит момент присоединения телеги, обратите на неё внимание – она не должна громыхать, сильно скрипеть и быть в непосредственной близости к ногам лошади.
Особенности выбора размеров и материалов
Сани сделать можно, но это займет довольно много времени и вашего умения. Если вы столяр, сварщик и на все руки мастер, тогда смело можете начинать. А лучше взять помощника — будет веселее и легче.
Определитесь, какие сани вам нужны. Выбирайте материал, из которого будите делать зимнюю повозку, и комплектующие элементы – от этого зависит вес готовых саней
Важно заранее сделать чертеж и произвести расчет основных частей
Самые простые сани состоят из полозьев и сиденья монолитно соединенных между собой. Традиционной древесиной для саней считаются дуб, ива, вяз, береза и черемуха.
Чертеж
Размер саней зависит от многих факторов. Например, ширина полоза зависит от дороги, по которой будут ездить. Разлет полозьев должен соответствовать колее дороги. И чем рыхлее снег, тем шире полоз. Высота саней и размер зависят от породных особенностей лошади и от высоты колеи дороги.
Для средней лошади можно взять следующие размеры:
- длина – 1,8 м;
- ширина – 1,25 м;
- высота – 0,3м;
- ширина между полозьями – 0,8 м.
Ниже представлен универсальный чертеж деревянных саней с металлической полосой на полозьях.
Материалы
Полозья можно сделать из дерева, металла. На деревянных внизу можно прикрепить металлическую полосу для лучшего сцепления с поверхностью.
Древесину для полозьев требуется заранее подготовить и обработать. Металлические полозья можно с помощью сварки сделать самим или заказать мастеру.
Самый простой вариант сделать полозья — взять трубу и согнуть так, как нужно по конструкции.
Необходимые дополнительные материалы:
- металлические трубы, листы, уголки, профиль;
- листы фанеры;
- деревянные доски;
- металлические болты;
- деревянные клинья;
- лак для дерева, краска по металлу;
- инструменты для работы с деревом;
- сварочный аппарат.
Виды и способы запряжки
Оглобельно-дуговая запряжка
Данный способ запрягания коней идеально подходит для одноконной русской телеги. Для запряжки понадобится хомут, шлеи, супони, сидёлка, чересседельник, дуга.
1 — удила; 2 — узда; 3 — дуга; 4 — повод с темляком; 5 — зга; 6 — седелка; 7 — чересседельник; 8 — шлея : 8а — продольный ремень, 8б — поперечные ремни, 8в — откосный ремень, 8г — ободовый ремень, 8д — мочка; 9 — оглобля: 9а — гребенка, 9б — тяж; 10 — подбрюшник; 11 — подпруга; 12 — гуж; 13 — хомут; 14 — супонь; 15 — вожжи
Процесс снаряжения амуниции:
- Первое, что надевается, – узда. Во время холодов железные удила согреваются (предварительно занести в теплое помещение или подержать в руках несколько минут). В противном случае металл передаст холод телу животного, после чего начнутся воспалительные процессы в мягких тканях.
- Далее левой рукой беремся за упряжь, а в правую кладем сидёлку и чересседельник. Потом накладывается на спину сидёлка. Делать это нужно в определенной последовательности: уложить на участок, расположенный около холки, расправить шерсть, разложить по спине. Таким образом, верхняя часть должна находиться на холке, нижняя – на расстоянии от 9-го до 15-го ребра на спине. При этом шлея должна спускаться до уровня локтя лошади.
- Следом надо затянуть подпругу. Между кожей животного и шлеей необходимо оставить расстояние в 3-5 см.
- Следующий шаг – накладывание хомута. Перевернуть нижней стороной вверх, продеть через голову коня. В самой узкой зоне шеи перевернуть хомут, придав правильное положение. Осталось расправить гриву и набросить шлею.
- Завести животное в оглобли, кончики которой должны быть на одном уровне с гужей.
- К оглобле справа, а потом слева, прикрепить чересседельник за петли, расположенные на сидёлке.
- Затем дуга подводится с нижней левой зоны под оглоблю, обгибается против хода часов, конец вдевается в петлю. Снова обогнуть оглоблю и уложить дугу на хомут. В итоге кончик справа должен соприкоснуться с оглоблей этой же стороны. Аналогичным образом поступают с петлей гужи справа.
- Взять в руки супонь, стянуть хомут за оба края. Оба концы должны сомкнуться. Если не получается, то надо удлинить гужи. Бывает такое, что хомут смыкается, но дужки не имеют правильного положения. Ошибка в этом случае заключается в том, что гужи слишком длинные.
- Пристегнуть вожжи к уздечке. Особенность: вожжи можно продевать через середину или снаружи дуги. Первое нужно сделать тогда, когда конь не слушается повода.
Полезные рекомендации:
- гужи не должны находиться спереди дуги;
- хомут подбирается по индивидуальному размеру коня (при точном соответствии он плотно прилегает к плечам);
- если хомут, который есть в наличии, большой, на внутреннюю его часть нашивается войлочная ткань;
- если хомут маленький, использовать его нельзя;
- запрещено накладывать только чересседельник (без сиделки) – это чревато травмированием кожного покрова лошади.
Постромочно-дышловая запряжка (пароконная запряжка)
Такая запряжка применяется при паре коней, которые используются в сельском хозяйстве. Обязательное условие – наличие дышла на телеге. Это одна оглобля, расположенная точно по центру, к которой пристегивают лошадей по отдельности. Дополнительно берут нагрудник, постромки, нашильник.
1 — кочеток; 2 — вага; 3 — валек; 4 — постромка; б — передняя вага; 6 — нашильник; 7 — нагрудник; 8 — дышло
Процесс запряжки:
- надеть уздечку и хомут на каждое животное;
- поставить коней с 2-х сторон дышла;
- натянуть нашильник на дышло, закрепить на нагрудниках в кольце;
- зафиксировать хомут, правильно натянуть постромки;
- прикрепить нагрудник за постромок и хомут;
- вожжи пристегнуть к уздечке.
Постромочная запряжка
Данный метод запряжки считается простейшим и самым быстрым. Здесь не понадобится ни дышло, ни дуга, ни оглобля. Поэтому способ носит и другое название – пристяжка.
Спектр применения широкий – тележка, плуг, борона, экипаж. Постромочная упряжь напоминает оглобельно-дуговую запряжку. Основана на накладывании шлеи и пристёгивании ремня за воз (для этого есть специальное кольцо).
История появления
Первая сбруя появилась около 5,5 тысяч лет назад на землях нынешнего Казахстана в тех местах, где предпринимались первые попытки человека укротить степных лошадей. Доказательствами служат найденные в этих местах части первобытного снаряжения — уже тогда человек начал думать, как одомашнить это животное и использовать его мощь для помощи в охоте и быту.
Самые ранние хорошо сохранившиеся части упряжи найдены на Алтае, где во времена железного века существовала Пазырыкская культура. В те времена делались удивительно красивые сбруи с войлочными и кожаными элементами, украшенными сохранившимися металлическими элементами. Сбруи изготавливались мастерами, которые хранили свои секреты и передавали их только потомкам или приближенным ученикам.
Первая сбруя в примитивном виде была придумана несколько тысяч лет назад. Родиной ее появления считается территория современного Казахстана, где предпринимались попытки укрощения степных скакунов. На Алтае были найдены сохранившиеся предметы сбруи, украшенные декоративными элементами из металла, войлока и кожи. Сбруя изготавливалась опытными мастерами, которые оберегали свои секреты, передавая их ученикам.
Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.
В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.
Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.
Запрягаем лошадей. Этапы процесса
Правильная запряжка лошади заключается в последовательном совершении следующих действий:
- осмотрите и вычистите лошадь. Затем осмотрите визуально и проверьте руками все элементы упряжи на предмет их целостности. Убедитесь, что ни на одном из элементов нет потертостей, разрывов и прочих слабых мест. Сравните гужи по длине. Если они разные, выровняйте их, в противном случае сбруя будет перекошена, и нормального движения не получится;
- после предварительно осмотра принесите все элементы сбруи к месту запряжки;
- подбрюшник и чересседельник соединены одним кольцом. Возьмите их и пропустите ремешки через это кольцо так, чтобы получилась петля. Эту петлю накиньте на оглоблю;
- затем на самого коня наденьте хомут, седелку и узду. Седелку следует положить так, чтобы она оказалась на нижней части холки животного. Оптимальное её расположение нужно будет еще поискать, так как на спине – слишком низко, а на самой холке – высоковато. Хомут следует надевать только вверх клещами, а уже потом опускать на шею и переворачивать в рабочее положение. Нужно положить хомут так, чтобы он удобно охватывал шею животного;
- шлею кладем на холку лошади и начинаем её расправлять. Ремешки нужно соединить с пряжками. Ремни затягиваем настолько, чтобы между ними и седалищным бугром пролезала человеческая ладонь;
- заводим коня в оглобли. Это можно делать несколькими способами.: либо лошадь перешагивает через жердь, либо её заводят задним ходом, либо саму оглоблю накатывают на стоящего неподвижно коня. Последний способ обычно используют при запряжке молодого или пугливого животного;
- берем дугу и встаем перед мордой коня, глядя на неё. Дугу прислоняем к правой ноге лошади, а левой рукой перекручиваем гуж до тех пор, пока он не станет нужной длины;
- гуж оставляем на краю оглобли. Берем дугу и вставляем левый её край в гужевую петлю, а правый – перекидываем через жердь оглобли, которая должна оказаться в вырезе. Сама дуга должна оказаться на лошадиной шее;
- подходим ко второй оглобле и поворачиваем дугу к ней так, чтобы та попала в выемку. Гуж накладываем на оглоблю, а его петлей – крепим к дуге;
- после этого затягиваем хомут, обматывая его клещи супонью до тех пор, пока они не сомкнутся. При это нужно проследить, чтобы угол между дугой и оглоблей составлял 90 градусов;
- привязываем коня к жерди левой оглобли. Хомут вставляем после подтяга животного на один шаг назад;
- надеваем элементы упряжи на голову животного. На шею накидываем повод, темляк крепим к гуже. Следует сделать это так, чтобы после крепления лошадь могла поднять голову. Чтобы не болтались, ремни перекидываем через оглобли;
- в последнюю очередь крепим вожжи к удилам. Лучше всего одну вожжу пропустить над гужем, и вторую – под ним.
Одиночная оглобельно-дуговая русская запряжка
Что такое недоуздок?
Когда имеется необходимость выполнить лечебные мероприятия с животным, сделать плановый осмотр или же просто его нужно помыть, применяют специальное устройство, именуемое недоуздок. Он выступает надежным фиксатором для лошади, когда она стоит. Иногда недоуздок используют для облегчения перемещения лошади на небольшие расстояния. Недоуздок считается несовершенной уздечкой, поскольку в нем нет такого элемента, как удила. Начинающим коневодам при использовании недоуздка следует учитывать следующие рекомендации.
- Выводить лошадь нужно таким образом, чтобы она почувствовала, что находится под контролем. Для этого поводья необходимо держать на близком расстоянии от головы.
- Когда применяется недоуздок, коневоду следует становиться с левой стороны от животного и стараться не уходить слишком вперед, следуя за ним в одну ногу. При этом стоит постоянно быть начеку, так как даже самый спокойный питомец с покладистым характером может лягнуть своего хозяина копытом.
- Для чувствительных лошадей рекомендуется применять веревочный недоуздок. Его можно как купить в магазине так и самостоятельно изготовить из обычной бечевки или капроновых нитей. При создании недоуздка обычно используют узловой метод плетения, при котором каждый узел располагается друг от друга на расстоянии до 5 см.
Правила запряжки
В самом начале с коня снимают недоуздок и надевают уздечку. Её ставят через верх, вставляя удила и закрепляя ремни уздечки. Для того чтобы эта упряжь не смещалась, её закрепляют при помощи капсюля. Это круговой ремешок, который охватывает морду, располагаясь на несколько сантиметров сзади от удил. Его нельзя затягивать до конца. Принято делать это так, чтобы можно было сделать проверочное действие: снизу между ремнём и мордой можно было подсунуть два пальца.
Ещё одна его важная функция состоит в том, чтобы удила не сдвигались вбок, и кольцо не попало в рот.
Необходимо прикрепить седёлку. Она должна обхватывать круп лошади и быть завязана ремнями снизу, чуть сзади по отношению к передним ногам.
Необходимо прикрепить седёлку
Когда одевается хомут, шлея к нему должна быть уже прикреплена. Надевают его через голову. Удобно это делать, перевернув хомут, а затем, надев его, нужно будет поставить правильно.
Одевая оглоблю, нужно расположить дугу внутри оглобель, пропустить гуж позади и над оглоблями, провести его снаружи и петлёй захватить конец дуги.
Обратите внимание! После того, как оглобли прикреплены, нужно затянуть супонь. Чтобы это сделать, надо встать сбоку от коня и несколько раз обернуть её вокруг хомута. После этого необходимо упереться ногой, чтобы притянуть концы друг к другу и закончить обматывание, с усилием обмотав и затянув супонь.
После этого необходимо упереться ногой, чтобы притянуть концы друг к другу и закончить обматывание, с усилием обмотав и затянув супонь.
На этом этапе необходимо прикрепить шлею. Она одним концом прикрепляется к хомуту, затем её нужно аккуратно расправить и закрепить.
Теперь надо прикрепить ремнями оглобли к седёлке. Для этого ремень пропускают через верхние петли на ней, через нижнюю петлю и крепко привязывают его к оглоблям.
Виды сбруи
Сбруя должна быть обязательно хорошего качества и соответствовать вашему питомцу. Необходимо также знать виды упряжей, поскольку от этого зависит их строение. Кроме того, независимо от типа оборудования, оно должны быть легким и легко ремонтироваться.
Исходя из назначения выделяют упряжки сельскохозяйственные, выездные и транспортные. Последние использовались для перевозки людей и грузов, поэтому они многолошадные. Для сельхозработ применяют одно- и пароконные сбруи. Выездные упряжки – парадные, и количество лошадей в них могло различаться.
Ниже расскажем о различных типах упряжей.
Одноконная
Одноконная упряжь бывает как дуговой, так и бездуговой. Предназначена она для одного животного. Первый тип подразумевает наличие дуги, супони, хомута, гужей, сиделки с чересседельником, оглобель, уздечки с вожжами и шлеи.
В бездуговой варианте шлея принимает на себя основную тяжесть повозки. Также имеются ременные горты, оглобли, хомута с гужевыми мочками и уздечки с вожжами.
Второе её название – оглобельно-постромочное, и в ней зачастую используют короткие оглобли, крепящиеся к седелке, а не к хомуту.
Комбинированая
Комбинированный тип упряжки считается типично европейским. В этом случае запрягаются много лошадей (в среднем 6-8). Упряжь в себе сочетает дышло с постромками и оглобли
Очень важно подбирать животных по силе и росту
К примеру, коренники требуются крепкие и высокие, поскольку сдерживают экипаж. В паре или тройке с ними находятся пристяжные лошади, которые запрягаются постромками. Именно они и определяют повороты повозки. Впереди коренника ставят выносных лошадей.
Их тоже необходимо запрягать постромками, так как они задают направление движения.
ЦУГ
Упряжь для лошади Цуг – немецкое изобретение. Предназначено для шестерни, с двойным выносом. В настоящее время цуговая запряжка практически нигде не используется. В ней лошади идут гуськом либо парами, одна за другой. В упряжи Цуг для пар коней используется дышло. К нему припрягаются две или одна пара коренников. Все прочие лошади – выносные.