Как устроен мотоблок
В общем, маленький «тракторец» – настоящая чудо-техника. Хороший фермер всегда имеет несколько подобных устройств в хозяйстве. Единственное, что засчитывают этому агрегату в минусы – высокая цена. Она явно «бьет по карману». Но потребность в небольшом агрегате для выполнения работы так велика, что некоторые умельцы даже изготовляют мотоблок своими руками, в домашних условиях. Благо, для этого многих запчастей не нужно. Можно использовать старую бензопилу, мопед или мотоцикл.
Знать строение этого аппарата – важно не только для мастеров, а и для тех, кто им пользуется. Полученные знания помогут выбрать нужную модель, правильно ее эксплуатировать и обеспечить надлежащий уход
Данное оборудование для обработки земли – самоходное. Внешне напоминает что-то среднее между культиватором и небольшим трактором. Основных узлов немного.
К ним относятся:
- Двигатель внутреннего сгорания.
- Трансмиссия (сцепление и коробка скоростей).
- Колесная часть (вал с двумя большими колесами).
- Система управления.
Обслуживание
Поддерживать технику в максимально функциональном состоянии помогает своевременное обслуживание. Для устранения поломок культиватора Крот поможет инструкция.
Процедура обслуживания агрегата:
- чистка головки цилиндра. Деталь моется и сушится;
- с цилиндра удаляется нагар;
- каналы, а также глушитель и карбюратор чистятся при помощи топлива;
Карбюратор
- замену манжета картера следует осуществлять после полной разборки редуктора;
- тряпочкой, смоченной в бензине, устраняется нагар с глушителя.
Выполнение этих процедур позволит сохранить агрегат в рабочем состоянии долгие годы.
Какие поломки можно устранить самостоятельно
Определить неполадки в двигателе легко
При работе данной садовой техники большая нагрузка идет именно на мотор. Поэтому, как правило, с движком и приходится основная масса проблем. Определить неполадки в двигателе легко, так как в этом случае он начинает работать медленно и теряет мощность. В случае такой проблемы нужно проверить:
разогрет ли двигатель (особенно, если техника используется в холодное время года); имеются ли загрязнения в воздушном фильтре; хорошее ли качество у используемого бензина; в исправном ли состоянии находится система зажигания; не попали ли в глушитель остатки продуктов сгорания; загрязнился ли карбюратор; внимание на поршневые элементы, они должны быть целыми. Однако бывает так, что движок вообще не запускается. В таком случае нужно посмотреть на его положение
Двигатель должен быть хорошенько закреплен к раме. Также стоит осмотреть, в достаточном ли количестве имеется бензин в баке и нет ли засорения на его крышке
В таком случае нужно посмотреть на его положение. Двигатель должен быть хорошенько закреплен к раме. Также стоит осмотреть, в достаточном ли количестве имеется бензин в баке и нет ли засорения на его крышке
Однако бывает так, что движок вообще не запускается. В таком случае нужно посмотреть на его положение. Двигатель должен быть хорошенько закреплен к раме. Также стоит осмотреть, в достаточном ли количестве имеется бензин в баке и нет ли засорения на его крышке.
Часто ремонт этой садовой техники дома связан с чисткой карбюратора. Первым делом узел нужно полностью разобрать. Затем его очищают, но делают это все строго по инструкции от завода-производителя. Суть этих работ заключается в том, чтобы поплавок был равномерно погружен. Чаще всего для этого нужно ликвидировать деформацию кронштейна. Именно с помощью этого элемента поплавок и закрепляется к системе поршней.
Осуществлять настройку погружения поплавка можно в открытом или закрытом игольчатом клапане. Чтобы выровнять кронштейн, потребуется взять обычную отвертку.
После того как деформация поплавка будет устранена, стоит заняться регулировкой клапанов мотоблока. Сначала рекомендуется проверить, плотно ли прилегает каждый из них. Это действие поможет восстановить все функции карбюратора, а также вернет необходимую норму потребляемого им топлива.
Частый сбой в работе движка — неисправность топливного насоса
И еще один частый сбой в работе движка — неисправность топливного насоса. Именно он осуществляет подачу топлива в карбюратор.
Обратите внимание! Если топливо перестанет поступать в карбюратор, то двигатель просто не заведется. Насос может быть неисправен в трех случаях:
Насос может быть неисправен в трех случаях:
Насос может быть неисправен в трех случаях:
- нарушена подача топлива в форсунки мотора;
- из-за механического износа топливо стало протекать;
- во время работы техники появился странный звук.
В этом случае специалисты советуют разобрать насос и внимательного его осмотреть. Чаще всего сбой бывает из-за того, что внутри насос грязный. Его очищают и вновь собирают.
Привод
Электрический мотокультиватор, равно как и его бензиновый аналог, является полусамоходной техникой, управляемой человеком.
Основным рабочим элементом является почвофреза, привод на неё идёт от двигателя, через редуктор. У некоторых моделей, функцию приводного сцепления выполняет ремень. На этот элемент приходится колоссальная нагрузка, соответственно износ и разрыв приводного ремня происходит довольно часто.
Столкнувшись с проблемой замены ремня, фермер может действовать двумя путями: заказать оригинальное изделие через каталог или подобрать аналог.
- Первый вариант подходит для мотокультиваторов западного производства. Здесь конструкторы исключают использование неоригинальных запчастей. Поэтому потребуется обращаться в дилерский центр.
- Второй вариант используется владельцами моделей отечественного производства. Российские мотокультиваторы считаются «всеядными», поэтому подобрать аналог не составит труда.
При выборе приводного ремня нужно руководствоваться двумя критериями:
- Тип. В мотокультиваторах используются клиновые и зубчатые ремни. Первый вариант стандартен, второй – отличается типом зубьев (криволинейные и трапециевидные).
- Длина. Эти сведения указаны на самом ремне и в инструкции пользователя.
Приобрести ремень на замену для российских культиваторов можно в любом магазине автозапчастей.
Разновидности
Редукторы, которыми оснащаются мотоблоки, кажутся одинаковыми только на первый взгляд. На самом деле, эти устройства можно разделить на три группы. Различия заключаются в конструктивных особенностях редукторов. Познакомимся с представителями этого семейства более подробно.
Угловой
Редукторы углового типа представляют собой элементарные конструкции, которые служат для стыковки трансмиссии с силовой установкой агрегата.
Устройство данного узла выглядит так:
- Корпус механизма.
- Шкив для ременной передачи с креплением.
- Вал ротора.
- Фланец вкупе с креплением и подшипником.
- Шайба и фиксирующая шпонка.
Шестеренчатый
Это более сложный механизм, воссоздать который в домашних условиях, не обладая специальными навыками и знаниями невозможно.
Шестеренчатые редукторы называют понижающими. Благодаря своим конструктивным особенностям, механизм уменьшает число оборотов двигателя, попутно увеличивая выходную мощность мотоблока.
Такие редукторы обладают большим рабочим ресурсом, поэтому подходят для выполнения различных работ, и не получают механических повреждений даже при пиковых нагрузках.
Реверсивный
В основе данного механизма лежит муфта, которая свободно перемещается между коническими шестернями.
Такие редукторы дают возможность мотоблоку двигаться задним ходом, что положительно сказывается на манёвренности техники.
Однако за это приходится расплачиваться падением производительности и максимальной скорости. Поэтому устанавливать реверсивный редуктор или нет, каждый фермер решает самостоятельно.
Редукторы, установленные на мотоблоки различных производителей, практически не имеют конструктивных отличий. Поэтому разборка узла и замена вышедших из строя деталей не вызовет затруднения.
Как продлить сроки эксплуатации ремней?
Существует несколько правил, соблюдение которых поможет увеличить рабочий ресурс приводных элементов. Их перечень включает:
- использование сельхозагрегатов марки Нева строго по предназначению – не допускается эксплуатация техники средней мощности для вспашки больших участков с целинными грунтами;
- исключение любых ударов техники о посторонние твердые предметы – в противном случае оператор рискует повредить шкивы и ремни, установленные на них;
- соблюдение правильного порядка при запуске мотоблоков Нева – их двигателям нужно давать время, достаточного для прогрева. В противном случае холодные ремни будут работать под повышенными нагрузками, что значительно ускорит их износ;
- своевременная очистка приводных элементов и пространства под ними – в противном случае влага и грязь будут постепенно разрушать эластичную оболочку ремней;
- использование для замены только ремней, выбранных в соответствии с таблицей их размеров – неподходящие приводные элементы нарушат работу шкивов и двигателя;
- контроль за состоянием и уровнем смазки шкивов – ролики без достаточного количества масла будут работать «всухую», из-за чего износ ремня увеличится в несколько раз;
- последовательное переключение скоростей – если «перепрыгивать» между передачами во время эксплуатации мотоблоков Нева, то это приведет к разрыву или перекосу ремня.
Во время работы на участке производитель мотоблоков Нева МБ-1 и МБ-2 советует делать небольшие перерывы, которые позволят немного остыть разогретому двигателю и ремням, установленным в конструкцию техники.
Режущий элемент
Почвофрезы для мотокультиваторов выполнены из высококачественной стали, поэтому риск износа значительно снижается. Однако попадание камня – гарантированно повлечёт механическое повреждение фрезы.
При выборе замены, потребитель должен знать, что на рынке имеются две разновидности почвофрез. Каждая категория имеет свои преимущества и недостатки.
Вот как это выглядит:
- Саблевидные. Повсеместно применяемая конструкция, выполненная из стали с высоким содержанием углерода. Изделия выполнены в виде изогнутых ножей, для повышения прочности подвергаются термическому закаливанию. К недостаткам относится невозможность ремонта повреждённых ножей посредством электросварки.
- «Гусиные лапки». Сравнительно новая модель, предназначенная для работы на целинных грунтах. Применение таких фрез гарантирует сохранность корневой системы растений при культивировании. Для изготовления «гусиных лапок» используется обычная сталь, соответственно фреза подвержена механическим повреждениям. Однако материал легко поддаётся сварочным работам, что позволяет произвести ремонт без замены.
Нева
В моделях производства Нева используется ременное сцепление. Например, в мотоблоке МБ-2С-7,0 используется японский двигатель Хонда с верхним расположением клапанов и распределительного вала. Это позволяет получить воздушное охлаждение. А расположение ремня в этом случае несколько отличается от нахождения его в традиционных моделях. Мотоблок имеет четыре передних и две задних скорости. Способен развивать скорость до 12 км/ч, что весьма хорошо для перевозки грузов. При этом устройство имеет небольшой вес – 89 кг.
Основные причины износа элементов
На мотоблоке ремень может порваться по разным причинам. Основные из них перечислены в следующих пунктах:
- перестановка шкивов (в некоторых моделях агромашин);
- изначально некачественное изделие (изготовлено с заводским браком, при нарушении технологии);
- износ ручья ведущего шкива на двигателе;
- перегибы ремней;
- некачественная установка изделия (например, неправильный монтаж — слишком далеко или слишком близко — успокоителя ремня);
- механические повреждения в процессе использования – разрывы, перетирания;
- нарушение соосносности шкивов, вследствие чего стирается о бортики валиков кромка полотна до самого корда, пропадает натяжение, начинается свист, натянутый на шкив ремень при работе изгибается, это приводит к трению о кромку ремня.
Нередко ремни могут выходить из строя после замены двигателя. Поэтому, чтобы обеспечить правильный ход работы клиноременной передачи, шкивы нужно устанавливать параллельно и выравнивать по оси канавок. Угловое смещение должно быть также выровнено. При установке на мотоблок ремня следует ликвидировать любые типы смещений.
Если обработка земли не требует больших усилий, лучше ослабить натяжные ролики. Это поможет сохранить комплектующие.
Очень важно не просто заменять неисправные агродетали, но и разбираться в причинах, почему разорвались ремни. Это позволит в дальнейшем избежать повторения ситуации и сократить расходы на покупки. Убрав первопричину, можно будет больше не беспокоиться, что ремни оборвутся в самый неподходящий момент работы
Убрав первопричину, можно будет больше не беспокоиться, что ремни оборвутся в самый неподходящий момент работы.
Натяжка ремня мотоблока Нева: алгоритм действий
Для мотоблока Нева МБ-2 и МБ-1 характерно различное расположение ремней. Потому и схема установки деталей будет отличаться.Натягивание ремня на модели МБ-1 выполняется определённым образом:
Первоначально из клиноременного механизма извлекается кожух;
Со шкива осторожно снимают заднюю планку;
Ключом ослабляется подпружиненный ролик;
Демонтируется старый элемент и можно ставить новый;
Устанавливаются заранее демонтированные запчасти агрегата.
Стоит рассмотреть, как провести замену ремня для агрегатов модельного ряда МБ-1:
- Изымается щиток и кожух клиноременной системы;
- Ослабляется болт шкива и снимается ремень заднего хода;
- Ослабляются болты, которые крепят кронштейн;
- Изымается приводной ремень переднего хода;
- Устанавливаются и натягиваются новые элементы, всё закрепляется и предварительно снятые детали возвращаются на место.
Регулировка ремня на мотоблоке Нева МБ-2 производится следующим образом:
- Извлекается кожух;
- Винт ослабляет натяжение штатного ремня;
- Отодвигаются все винты, удерживающие кронштейн на корпусе агрегата;
- Вытаскивается старая деталь и выполняется настройка шкивов;
- Перед тем, как ставить ремень, места между элементами тщательно протираются, шланги продуваются;
- Устанавливается новый ремень. Один конец соединён с валом редуктора, другой – со шкивом, находящимся в моторе;
- Конструкцию можно полностью восстановить.
Больше подробностей о том, как натянуть ремень на мотоблоке Нева, стоит узнать из предложенного видео.
В основном натягивают новый элемент при поломке мотоблока. Намного реже выполняется замена заранее для предотвращения неисправностей во время работы агрегата. В любом случае нужно выполнять работы по замене ремня аккуратно, поскольку при чрезмерной натяжке его обрыв неминуем.
Какой лучше выбрать
При выборе модели важны не только перечисленные параметры
Обратить внимание необходимо на разновидность сцепления и вид топлива
С ремнями или редуктором
Сцепление техники может иметь однодисковую либо многодисковую конструкцию. Существуют модели с ременной передачей. Разновидности с дисками более надежны и устойчивы, поэтому устанавливаются на тяжелые мощные машины. Исходя из задач, которые будет выполнять мотоблок, подбираются модели с ремнем или редуктором.
От редуктора зависит долговечность оборудования. Более дешевые модели оснащаются неразборной деталью. Если она выходит из строя, то придется поменять на новую. Разборные варианты, изготовленные из литого чугуна, подлежат ремонту, поэтому более выгоды.
Лучшими считаются шестеренчато-цепные и шестеренчатые редукторы. Червячные элементы быстро нагреваются. При работе со сложным грунтом придется останавливаться через каждые полчаса, иначе техника выйдет из строя.
Дизельный или бензиновый
Современные мотоблоки работают на двух видах топлива, поэтому придется решить, какой подходит больше: бензиновый или дизельный.
Бензиновые обладают высокой мощностью и производительностью. Устройства менее шумные и более легкие по сравнению с дизелем. В процессе работы выделяют меньше выхлопных газов. Ремонт оборудования не слишком дорогостоящий. Сегодня техника, работающая на бензине, пользуется наибольшей популярностью.
Дизельные агрегаты мощнее, обладают высокой проходимостью, подходят для обработки больших территорий. Топливо расходуется экономно, стоит дешевле. К минусам стоит отнести высокую цену устройств, шумность, большой вес.
Мотоблоки – универсальная техника, которая подходит для выполнения практически любых земляных работ. С ними работа фермеров и дачников станет намного проще и эффективнее. При выборе подходящей модели необходимо учитывать технические характеристики изделий и задачи, которые предстоит решать при помощи оборудования.
Замена и настройка
Гибкий элемент ременной передачи на мотоблоке можно самостоятельно заменить и настроить.
Клиноременная передача надежно сообщает усилие от мотора, но с течением времени ремень снашивается, на нем образуются трещинки, порывы.
Появляется задача его смены. Это можно произвести в специальных обслуживающих центрах. Это наиболее верный выбор, но обойдется он недешево. Можно самостоятельно выполнить замену, и если вы хоть раз чинили свою автомашину, имеете опыт работы с техникой.
Снимаем отработанный гибкий элемент
Первым делом снимаем пластиковый предохранительный кожух, отвернув гайки фиксации. После снимается ремень агрегатов, расслабив натяжку между шкивом (фрикционное колесо) редуктора и мотором.
На отдельных модификациях имеются специализированные приспособления для натяжки и ослабления ремней. Но обычно в мотоблоках отсутствует этот механизм. Для ослабления натяжки приводного ремня ослабляем гайки фиксации мотора (4 штуки) и двигаем его направо. Потом снимаем ремень. Не забывайте, двинуть мотор в правую сторону (в левую сторону) для натяжки (ослабления) изделия можно только в границах 20 миллиметров.
Надеваем новые изделия
Инсталляцию нового ремня агрегатов выполняем в обратном порядке. Потом необходимо его натянуть, учитывая обязательное провисание его на 10-12 миллиметров. Непременно проверяем центровку фрикционных колес редуктора и мотора. Заворачиваем гайки крепежа мотора диагонально.
В нерабочем состоянии ремень должен без затруднений проворачиваться на первичном валу, но не соскакивать с него. Для приведения ремня агрегатов в рабочий статус выжимается рукоятка сцепления, тросик поднимает кверху прижимной вал, натягивая ремень.
Самостоятельное натяжение
Когда новое изделие и образователь петли (успокоитель) будут смонтированы, требуется произвести их натяжение и отрегулировать, поскольку сразу ремень будет прогибаться, что считается непозволительным. Это способно сократить продолжительность его использования, колеса начнут пробуксовывать, мотор начнет чадить на холостых оборотах.
Чтобы выполнить натяжение, требуется очистить фрикционное колесо посредством ветоши, а также расслабить болты фиксации мотора к шасси, ключом на 18 проворачивают регулировочный болт по направлению движения стрелки часов, натягивая устройство. Одновременно с этим необходимо пробовать натяжку приводного ремня второй рукой, чтобы он свободно пружинил. Если перетянуть его, то это также будет губительно отражаться на надежности подшипника и ремня.
По завершении монтирования и натяжения необходимо проверить на перекосы. Новое изделие должно стоять ровно и не иметь перегибов и перекосов.
Каждому владельцу мотоблока необходимо знать, какими характеристиками обладает ремень, использующийся для работы устройства. Агрегаты «Нева» отличаются некоторыми особенностями, поэтому следует это учитывать при выборе нового ремня для мотоблока.
При покупке детали нужно внимательно изучить инструкцию, предоставленную к технике.
Ремонт мотоблока своими руками
К сожалению любая техника иногда выходит из строя, поэтому её владельцу нужно уметь своими силами устранять неисправности. Разумеется, если машина на гарантии, лучше отвезти её в сервисный центр, где специалисты бесплатно проведут гарантийный ремонт.
Часто повреждения культиватора, мотоблока случаются из-за не правильной его эксплуатации: заливают плохое топливо, допускают большие нагрузки или вовремя не восполняют потери смазочной жидкости. Тогда машина начинает глохнуть, «зарываться», плохо набирать обороты (особенно, если на ней стоит электродвигатель), а то и вовсе перестаёт заводиться. Но, зная устройство агрегата и принцип действия его механизмов, можно самому выявить причину повреждения и качественно провести ремонт.
Ремонт топливосистемы
О поломке топливосистемы можно утверждать, если двигатель:
- не заводится;
- глохнет при нагрузке;
- перегревается;
- не стабильно функционирует на холостых оборотах.
Для устранения неисправности сначала проверяют состояние всех фильтров, включая воздушный и масляный. Если они засорены незначительно – делают продувку сжатым воздухом или промывку; если на них присутствуют сильные загрязнения — заменяют новыми. Затем разбирают карбюратор, промывают детали специальным очистителем, прочищают кран подачи горючей смеси, бак и поршневую систему бензином. После просушки внимательно производят обратный монтаж.
После того, как мотор будет полностью собран, вручную прокручивают коленчатый вал — важно, чтобы поршень ходил свободно, а клапаны работали безупречно. Затем заливают свежую смазку, заводят мотор и оставляют его трудиться на «холостых»
Обязательно проверяют поступление топлива в цилиндр. Возможно, после такого ремонта причина неисправности будет ликвидирована, и мотоблок начнёт функционировать без перебоев.
Ремонт системы зажигания
Судить о поломке устройств для воспламенения ТВС можно по признакам, когда двигатель:
- заводится, но на холостых оборотах глохнет;
- не заводится даже при хорошей подаче топлива;
- работает на «холостых», но с некоторыми перебоями.
Для выяснения причины сначала проверяют состояние свечей и, если есть повреждения изолятора, производят их замену. Далее осматривают электроды и при необходимости регулируют зазор между ними. Проверяют состояние высоковольтных проводов на предмет окисления наконечников и нарушения изоляции — повреждённые провода обязательно заменяют на новые. Без такого ремонта искра может совсем пропасть или будет уходить по изоляции, пробивая на корпус двигателя, и не сможет обеспечивать зажигание ТВС.
Если на данном этапе дефекта с искрой не обнаружено, то возможно причина того, что техника не заводится или глохнет, кроется в генераторе или катушке (для таких моделей, как Нева, Каскад, она служит для образования искры). Чтобы проверить генератор, к его выводам подключают измерительный аппарат. Прокручивают шкив стартера мотоблока и фиксируют показания прибора — они должны быть в пределах 12-16 Вт. Если показатели в норме, то причина содержится в катушке зажигания, и после её замены можно давать нагрузку на двигатель. Скорее всего, после такого ремонта его работоспособность возобновится полностью.
Ремонт трансмиссии
На неисправность трансмиссии указывают следующие факторы:
- рабочий вал находится без движения, а выходной вал вращается;
- обороты двигателя не соответствуют оборотам рабочего вала;
- двигатель словно «захлёбывается» от нагрузки.
Если проявилась хотя бы одна из перечисленных причин, сразу проверяют наличие смазки в редукторе. Смазочный материал в нём должен быть в норме, так как смазка предотвращает «сухое» трение движущихся деталей и не допускает их перегрева.
Затем редуктор разбирают, осматривают шестерни, проверяют натяжение цепи. Целые детали промывают в керосине, а повреждённые заменяют на новые. После этого производят сборку конструкции и следят за тем, чтобы не допустить перекоса шестерней.
Перед тем, как собранный редуктор установить на мотоблок, делают прокрутку валов, чтобы убедиться, что они вращаются равномерно и без малейшего скрежета. Редуктор заполняют свежей смазочной жидкостью и производят пуск мотокультиватора. При отсутствии под корпусом течи выполняют несложные действия с почвофрезой или навесным погрузчиком и проверяют функциональность мотоблока. Если его работоспособность восстановлена, значит все старания были не напрасны, а ремонт и обслуживание проведены правильно.
Значение ремня привода в конструкции культиваторов «Нева»
Устройство современных мотоблоков «Нева» достаточно простое: есть сварная рама (несущая часть), в которой локализован мотор, обороты с которого передаются на другие компоненты через валы. Ходовая часть обычно представлена 2мя небольшими колесами. Управление всеми механизмами происходит через комбинированные рычаги, расположенные на рукоятях прибора.
Любой мотоблок «Нева» содержит 2 разновидности валов:
Задача приводного механизма – передать обороты с коленвала на распределительный узел.
В зависимости от того, что выполняет роль ремня, привод бывает:
- цепным – представлен шарнирной цепью, соединяющей ведущую и ведомую звездочку, между которыми передается тяговый потенциал;
- ременным – передает мощность за счет фрикционных сил.
Первые менее прихотливы в уходе, не требуют натяжения и при своей компактности выдают хорошие производительные данные. Ременные своей ценой и простотой компенсируют быстрый износ и значительные габаритные размеры.
При изобилии модификаций, выпущенных под маркировкой «Нева», все они относятся к группе оборудования с ременным приводом. Немаловажным преимуществом этих культиваторов является верхняя компоновка вала-распределителя, которая способствует более эффективному охлаждению, а значит и меньшему износу самих ремней.
Правила ухода
Желаете, чтобы шкив мотоблока смог отработать длительный период времени? Для этого следует проводить определенные процедуры.
- Регулярно проверять прочность закрепления детали на двигателе, для того чтобы механизм не вышел из строя и не разболтался.
- Шкив ведомый или же ведущий нужно осматривать перед каждым использованием, чтобы очистить кожухи для защиты детали от грязи и прочих инородных тел.
- Проводите самостоятельную диагностику узла, чтобы не было сколов и трещин.
- А также нужно соблюдать технику безопасности при работе шкива для мотоблока.
Проводя регулярно процедуры, можно сэкономить деньги на ремонте, а также продлить жизнь агрегату.
Силовая установка
Не соблюдение указанных выше требований, неизменно приведёт к механической поломке двигателя.
Поэтому незадачливому дачнику придётся ремонтировать двигатель за свой счёт, в сервисном центре производителя, или самостоятельно заменить базовую силовую установку аналогом.
Большинство фермеров предпочитают второй вариант, устанавливая на отечественные и западные модели культиваторов двигатели китайского производства. Лидерами в этой области являются модели:
- TG.
- LIFAN.
- FORZA.
Данные двигатели практически ничем не уступают оригинальным моделям, при этом нетребовательны к качеству топлива и сезонному обслуживанию.
Силовые установки от данных производителей обычно продаются совместно с адаптерами, позволяющими установить агрегат на любой мотоблок
Обратите внимание, что китайские производители дают 2 года гарантии на свою продукцию
Мотоблок что это такое
Мотоблок легкий
Человеку, который впервые прочитает или услышит слово мотоблок, будет непонятно, что это слово означает.
О первой половине слова еще можно догадаться, что «мото» это что-то связанное с мотором, а что такое «блок»?
Вот культиватор, который мы рассматривали в предыдущей статье, – тут все понятно.
Культиватор – от слова культивировать, и значит, означает устройство, с помощью которого культивируют, то есть рыхлят почву.
Как оказалось, слово блок имеет много значений, но для нашего случая наиболее подходящим является следующее толкование «блок – объединение чего-либо близкого по виду, функции …».
Таким образом, мотоблок – это механизм, в котором мотор (двигатель) может объединяться с разными сменными устройствами для выполнения какой-то определенной работы.
Это интересно. Ранее это устройство имело название пешеходного трактора или одноосного трактора. Но такие названия, хотя и были более понятны, все-таки не прижились в России, и с восьмидесятых годов прошлого века в употребление прочно вошло слово мотоблок.
По сравнению с культиватором, мотоблок является многофункциональным агрегатом. Он может по желанию хозяина работать круглый год, нужно только иметь соответствующий комплект навесного оборудования.
Весной – вспашка почвы, ее культивирование, боронование, нарезка борозд, посадка картофеля.
Летом — окучивание картошки, кошение травы, подметание.
Осенью – выкапывание картошки, осенняя вспашка почвы.
Зимой – уборка снега.
Кроме названного, мотоблок может являться небольшим транспортным средством и перевозить грузы; вырабатывать электрический ток при подключении к нему генератора; перекачивать воду при подключении к нему насоса; и даже строгать и пилить при навешивании рубанка или пилы.
Замена приводного изделия
Натяжка ремней на мотоблоки – это несложная и быстрая работа. Чтобы совершить правильную замену ремня на мотоблоке Каскад, воспользуйтесь нашей инструкцией:
На нейтральной передаче выключите мотоблочный двигатель. Заглушите двигатель. Уберите защитный кожух. Снимите старые, износившиеся ремни. Если они не порваны, а просто сильно износились, разрежьте их. Подсоединить новые агрокомплектующие. Для начала с привода двигателя снимите шкив. Ремень натяните на редукторный шкив (последний остается на месте), затем установите двигательный шкив
Важно перепроверить, чтобы ремни не перекрутились и расположились в строго отведенных для них зонах. Обратно установите защитный кожух
- Самое главное при использовании ремней на мотоблок каскад (размеры изделий не играют никакую роль в данном случае) – это четко придерживаться эксплуатационных правил по хранению и использованию данного агроизделия.
- При хранении запрещается вытягивать и сгибать ремни. Иначе материал, из которого они были изготовлены, получат ненужный дефект.
- При замене агроном должен обязательно перепроверить состояние шкива. На нем не должны быть: задиры, заусеницы и прочие дефекты, которые могут испортить ремень. От этого будет тоже зависеть эксплуатационный срок перетяжки.
- Покупая ремень на мотоблок каскад, размер которого, безусловно, первостепенно важен, нужно тщательно перепроверять качество самого агроизделия (оно не должно растягиваться, у него не должно быть торчащих ниток).
- Про натяжение нужно помнить, что при использовании двух ремней замене подлежат оба агроэлемента (даже, если один из них в удовлетворительном состоянии). При замене сразу обоих кордов у них будет одинаковое состояние и равномерная нагрузка. Иначе, на обновленный корд будет больше нагрузки, и он быстрее испортится.
Плюсы и минусы
Как и любая техника, мотокультиваторы «Мастер» имеют как сильные, так и слабые стороны. К преимуществам агрегатов относят следующие:
- мощные и качественные двигатели, обладающие большим моторесурсом и способные прослужить не один десяток лет;
- отмечается и экономичность моторов, но данный показатель весьма условен, ведь может варьироваться в обе стороны в зависимости от нагрузки; например, для перевозки грузов требуется 2 литра в час, в то время как для разравнивания грядок за это же время понадобится всего 0,8 литра;
- высокая надёжность и долговечность конструкции;
- возможность регулировки высоты и выноса руля;
- компактные габариты, значительно упрощающие транспортировку агрегата; более того, во время перевозки руль можно сложить в транспортное положение, что позволяет разместить культиватор в багажнике легкового автомобиля;
- цена – агрегат в базовой комплектации стоит всего 20–25 тысяч рублей, стоимость максимально укомплектованного механизма составит 35 000 рублей, а подержанную модель можно купить и вовсе за 15 000 рублей.
Недостатков у культиватора не так много. К ним относят следующие:
- относительно небольшая масса, из-за чего модель часто нуждается в утяжелении;
- слишком тонкие боковые диски, которые так и норовят погнуться.
Можно ли заливать автомобильное масло в мотоблоки
На этапе выбора обычно встаёт вопрос: можно ли заливать в мотоблок автомобильное масло? Теоретически такая возможность существует, но нужно учитывать некоторые обстоятельства, а именно: ГСМ выпускается для двухтактных или четырёхтактных двигателей. Если речь идёт о двухтактном двигателе, главное при выборе моторного масла — отсутствие в его составе агрессивных веществ, так как конструктивно в таких моторах масло поступает вместе с топливом. Поэтому растворение смазочного вещества должно происходить максимально быстро.
И всё же профессионалы не рекомендуют использовать автомобильную смазку для мотоблоков. Тем более, что выигрыша в цене практически нет. Основная сложность заключается в том, чтобы найти то, что нужно.
Неполадки двигателя и его ремонт
Причин, по которым может сломаться мотор, может быть несколько. В ситуациях, если двигатель на культиваторах вовсе не запускается, следует воспользоваться следующей схемой действий:активизируйте зажигание;
- проверьте топливо;
- откройте кранчик подачи топлива;
- тщательно осмотрите карбюраторную заслонку: она обязательно должна быть плотно прикрыта при холодном запуске;
- узнайте, поступает ли топливная смесь в карбюратор. Для того чтобы дать ответ на данный вопрос, необходимо заполнить так называемую поплавковую камеру. Также можно отключить карбюраторный шланг. В обеих ситуациях топливная смесь будет литься из отверстия, которое находится в крышечке камеры. Тоненькая струйка или ее полное отсутствие свидетельствует о засоренности топливного фильтра. В таком случае необходимо тщательно прочистить карбюраторные узлы;
- попадает ли топливо к цилиндру двигателя? Это можно проверить, взглянув на состояние свечей зажигания. Демонтируйте элемент, предварительно отключив провод. Повышенная сухость детали говорит о том, что в цилиндре нет топлива. Но, если вы еще до этого выяснили, что нет никаких проблем с подачей топливной смеси в карбюратор, то проблема может быть заключена в самом карбюраторе. Тут есть несколько вариантов: засорился жиклер или фильтрующая сетка и пр. Снимите элементы и очистите карбюратор. В том случае, если свеча влажная, то следует проверить культиватор на наличие излишков топлива в баке. Если же на свече есть нагар, то ее можно очистить и своими силами, воспользовавшись мелкозернистой наждачкой и обыкновенным бензином.
- убедитесь, что есть искра. Каким образом это делается? Подключите провод к свече, прижмите часть из металла конструкции к крышечке цилиндра. Затем необходимо сымитировать запуск двигателя. Если искры нет, то желательно проверить катушку зажигания, электрическую цепь и саму свечку. Элементы, которые сильно износились, после осмотра необходимо поменять;
Двигатель оборудования не дает достаточной мощности по следующим причинам:
- забился воздухофильтр: ремонтные мероприятия предполагают тщательную очистку этой детали;
- засорился глушитель: элемент необходимо разобрать и как следует промыть;
- забился карбюратор: составляющую необходимо снять, очистить и правильно отрегулировать.